"Историю пишут победители". - Это не совсем точно.
Описать-то события хочет много людей. Кто-то хочет описать их так как они были, а кто-то хочет описать их так чтобы выставить себя наилучшим образом. Но не может же история быть собранием альтернативных версий. Вот и пишут ее те чье положение позволяет им решать как преподносить события.
Как было со ставшим после войны маршалом бронетанковых войск Ротмистровым. Когда на Курской Дуге он одним махом угрохал на поле под Прохоровкой половину своей танковой армии. А затем перекурив угрохал и вторую половину.
Но став маршалом имел возможность назвать это величайшей победой в танковом сражении. Реальность оценить сложно, так как вроде как, он там был, вроде как, немцы отступили, вроде как, действительно победа.
Вот и с Георгием Константиновичем Жуковым получается такая же ситуация. Вроде как, он великий полководец. А как на самом деле?
Начнем перебирать его подвиги.
РАЗГРОМ ЯПОНЦЕВ на Халхин-Голе.
Разгром имел место, это факт.
Но!!!
Так же, фактом является то, что подготовка к разгрому велась при полном отсутствии противодействия противника. Японцы позволили Жукову спокойно собрать превосходящие силы (собирать он их мог год) и обрушить их на "самураев".
Что может свидетельствовать только об отсутствии соображения у японцев. Но никак не о наличии таланта полководца у Жукова. Сделано все было словно на учениях, а не в реальной боевой обстановке.
НАЧАЛАСЬ ВОЙНА.
Стратегическая инициатива сразу полностью в руках немцев. Немцы ведут наступление от Белого до Черного моря. Но к этому Георгий Константинович, хоть и является начальником Генштаба, не имеет никакого отношения. Он же послал директиву в войска за 3 часа до начала войны. Следовательно вина за неудачи лежит на командующих округами.
Директиву привести войска в боевую готовность Георгий Константинович может засунуть себе глубоко в жопу. Командующий, как минимум, должен представлять себе то как его приказы будут идти, сколько будут идти, как будут выполнены. И если на то пошло, то должен давать такие директивы за неделю.
Нарком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов директиву тоже послал за 3 часа, но он еще за неделю послал и другую директиву, чтобы были готовы ко второй директиве. И вот итог: Флот встречает войну без потерь и ведет успешные боевые действия на море.
А наши сухопутные силы, немцы бьют как хотят. Генеральный штаб с Жуковым, как боксер любитель, которого боксер профессионал послал в нокдаун с первого удара, ничего не видит и в пустую машет кулаками получая в ответ увесистые плюхи. В лучшем случае не влияя на события на фронтах, в худшем вредя.
ПРЕДОТВРАТИЛ ВЗЯТИЕ ЛЕНИНГРАДА.
Город немцы не взяли - факт.
Но цель была вообще не допустить блокады. Так как в городе была треть промышленного потенциала страны. Из-за блокады естественно она была исключена из Оборонно-промышленного комплекса. За войну Ленинград произвел 5 000 автоматов ППС, что в сравнении с общими затратами просто ничтожно.
Но военного таланта Жукова который сводился в ажиотажной ситуации к двум принципам "все резервы на фронт" и "кто отступит, того расстрелять" для того чтобы разбить противника и не допустить блокады оказалось недостаточно.
Несомненно такие приказы внесли свой вклад в укрепление обороны города. Несомненно плюсом было то, что сохранили от уничтожения балтийский флот. Однако такой уровень военного искусства немного превышает уровень рядового бойца. Такие действия носят скорее оправдательный характер. Чтобы сбежав, в случае взятия города немцами, в Москву, иметь оправдание перед Сталиным, что он сделал все возможное.
Основной причиной того, что штурм города не состоялся, было то, что замкнув блокаду немцы своих целей более или менее достигли. А части нацеленные на Ленинград срочно требовались под Москвой. Так как со взятием Москвы, Ленинград просто падал им в руки.
ОСТАНОВИЛ НЕМЦЕВ ПОД МОСКВОЙ.
Можно, конечно, считать, что немцев под Москвой остановил Жуков.
Но тогда сразу вопрос: - А чего он "фрицев" только под Москвой остановил? Чего не раньше?
Чего не остановил под Смоленском или еще лучше под Минском? Чтобы не пришлось терять территорию и эвакуировать заводы.
А можно считать, что немцы были остановлены под Москвой, так как растратили наступательный потенциал в предыдущих боях. То есть их остановили те кто выполнили долг без громких фанфар. Те кто без всяких приказов Жукова сражались до последнего патрона, но как пропавшие без вести были зачислены в предатели.
Очень сомнительно , что имей немецкая армия под Москвой столько сил сколько она имела на первый месяц войны ее остановили бы даже десять Жуковых.
Тем более что, как раз, на начало войны Жуков располагал значительно большими силами чем немцы. Но никого не остановил.
Следовательно реальная причина не взятия Москвы, это понесенные потери и ослабление наступательного потенциала немцев.
ДАЛЬШЕ 42-й ГОД.
Зима-весна 42 года - время затишья, пока немцы восстанавливали свой военный потенциал. Ставка Верховного командования и Жуков воспрянули духом и думали, что немцы остановились благодаря их полководческому гению, и на радостях разрабатывали, координировали, одобряли многочисленные наступательные операции:
Ржевско-Вяземская, Керченская, Харьковская и т.д..
Однако к лету Германия восстановила свой военный потенциал. Хотя вести стратегическое наступление сразу на всех фронтах как в 41 году немцы уже не могли, но враг снова был силен и активен.
Все операции спланированные командованием Красной Армии провалились. Немцы снова перешли в наступление и снова никто и ничего поделать не мог.
Миллион человек попал в плен в Ржевско-Вяземской операции, немцы взяли Севастополь. Враг подходил к Волге.
Высокую стратегию снова пришлось отложить до спокойных времен и вернуться к простым способам укрепления обороны. Приказ "Ни шагу назад!" был применен уже более широко, - виноватыми в поражениях стали все, кроме тех кто был в них виноват.
В чем скотство данного приказа? Да в том, чтобы переложить вину за поражение и отступление на тех кто в этом менее всего виноват.
Что, до приказа наши солдаты не сражались с врагом? Если бы они не сражались, то у немцев не было бы никаких проблем со взятием Ленинграда, Москвы, Сталинграда. Они их взяли бы так же легко как взяли Минск через неделю после начала войны.
Военная машина Германии остановилась в 42 году ровно по тем же причинам ко каким она остановилась и в 41году. Она выдохлась. И снова, как и в 41 году, мы не можем найти следов военного таланта Жукова.
43-й ГОД. КУРСКАЯ ДУГА.
По опыту 42 года Георгию Константиновичу пришла здравая мысль, что наступательными операциями, когда противник силен, лучше не заниматься, а лучше сосредоточится на обороне (здесь Жукову плюс). Таким образом наши войска заняли глубокоэшелонированную оборону на Курской Дуге.
В 43 году Германия уже не имела сил для стратегического наступления даже на одном фронте, но наступать ей было нужно. Так как стоять и ждать когда военный потенциал СССР увеличится настолько, что его уже будет не остановить - глупо.
Таким образом немцы пошли в свое последнее большое наступление на Востоке не имея достаточных сил и средств для его успешного осуществления.
Что собственно и позволило нашим войскам оставить поле боя за собой и заставить немцев отступить. Учитывая также, что наступающие немцы нанесли обороняющимся русским больший урон чем понесли сами, то о таланте полководца снова говорить не приходится.
Имей немцы достаточно сил для наступления, то СССР ждал бы еще один год войны. Точно так же как, имей немцы достаточно сил для наступления в Арденах, то союзникам пришлось бы высаживаться на следующий год заново.
44 и 45 ГОДА.
Германия не ведет больше наступлений. Жукову можно планировать и осуществлять что угодно.
Немцы находятся в стратегической обороне. Можно спокойно собирать и бросать в атаку массы людей.
Безуспешность атак ничего не значит - немцы остаются в обороне. Так что если не получилось сегодня задавить немцев - задавим завтра. Наступает раздолье для полководческого таланта Жукова.
- Но не был же Жуков полным дураком? - скажете вы. - Он же работал с картами, играл в штабные игры и войсками командовал.
- Да, дураком не был. И в игры штабные играл. Но Жуков был военным, учился на военного, и конечно, на своем месте не дизайном верхней одежды должен был заниматься. Безусловно он и переброской войск занимался, и анализом разведанных, и оценкой потенциала противника. Он делал все, что должен делать на его месте командующий любой армии. И неизвестно кто мог бы лучше его делать ту работу которую делал он.
Другое дело, что находясь в центре величайших событий, являясь по сути обычными людьми и практически не влияя на ход событий Жуков как и Сталин стал отождествлять себя с успехами одновременно дистанцируясь от неудач.
В следствии этого мы знаем (или знали) его как величайшего полководца Великой Отечественной Войны.
Хотя, по очевидным фактам, успешными у Жукова операции были только тогда когда противник не мешал ему их проводить. Когда от командующего не требовалась ни быстрота мышления ни глубокое знание военного искусства ни предвидение событий. Когда все решалось простым численным превосходством.
Из примитивизма мышления таких полководцев родилось правило, что для наступления нужно иметь трехкратное превосходство.
|